Ремонт вариаторов CVT

Ремонт вариаторов в КраснодареЛистая автомобильные каталоги, многие встречали такую фразу: «На автомобиль устанавливается бесступенчатый вариатор». Или могли увидеть это словосочетание в таблице технических характеристик.

Что такое механическая коробка передач, знают все (кроме, разве что, американцев), к «автомату» тоже давно все привыкли (особенно американцы). А вот вариатор — зверь малоизвестный. А ведь он далеко не новинка.

Вы удивитесь, но принадлежит это изобретение не Хонде и даже не Мерседесу. Патент на вариатор был выдан в конце XIX века! Более того, первый вариатор придуман и вовсе в 1490 году. Его автором оказался добродушный бородач Леонардо да Винчи.

Первый работоспособный автомобиль с этим типом трансмиссии, правда, появился не в эпоху Возрождения, а попозже — лет через пятьсот, в 1950-х годах. Вариатор ставился серийно на автомобили DAF (в то время под этой маркой выпускались не только грузовики, но и легковушки). Потом нечто похожее начали делать и на Volvo, но по-настоящему широкое распространение вариаторы получили лишь сейчас.

20110129-1000-9По сути, вариатор (наиболее распространённое англоязычное обозначение — CVT — continuously variable transmission) — это, простите за тавтологию, вариация на тему автоматической коробки передач. И автомобиль, оборудованный им, на первый взгляд, ничем не выдаёт себя — педалей всего две и рычаг переключения режимов трансмиссии — P, R, N, D — такой же, как и у машины с традиционной АКПП. Всё привычно. Но работает вариатор совершенно по-другому. В нём нет фиксированных первой, второй, десятой передач. Попробуйте представить себе, сколько звёзд в нашей Вселенной или сколько песчинок на всех пляжах Земли вместе взятых — у вариатора передач всё равно намного больше. И «переключение» между ними происходит плавно и незаметно».

Вариатор проще по конструкции, чем обычный «автомат». Такой тип автоматической трансмиссии представляет собой бесступенчатую коробку передач. Основные детали CVT — два раздвижных шкива и соединяющий их ремень. Вариации последнего различны практически для каждой марки автомобиля. Вот именно он и является первоочередной причиной всех поломок клиноременного вариатора. На что только не идут производители, из чего только его не делают, толку мало. На него приходится самая большая нагрузка и самая большая доля поломок и проблем. Для начала движения используется небольшой гидротрансформатор, деятельность которого вскоре в процессе движения блокируется. Электронная система из сервоприводов, блока управления и датчиков осуществляет управление дисками шкивов. Вариатор способен выполнять все функции, доступные современной автоматической трансмиссии, в том числе ручное управление. Сцепление на машинах с бесступенчатыми вариаторами служит только для обеспечения работы двигателя на остановке.

Силовой агрегат отрабатывает программу максимальной эффективности: двигатель сразу выводится на соответствующие обороты и работает в режиме постоянной мощности, а все остальное делает вариатор. Он и позволяет мотору постоянно работать на оборотах максимальной мощности или экономичности.

CVT не допускает долгой работы в режиме максимального крутящего момента при максимальной мощности и нагрузки. За вариатором нужно тщательно следить. «Менять вовремя ATF, фильтр» — слова, которые можно сказать про любой тип АКПП. Но масло (трансмиссионную жидкость) в нем необходимо менять каждые 30 тыс. км. и затягивать этот процесс гораздо более опасней.

Вариатор любит спокойную, плавную езду. Резкие рывки и торможение просто убивают его. При мягком режиме работы, он прослужит долго и не будет доставлять лишних неудобств. Что важно помнить — это то, что CVT необходимо прогревать в режиме N, так как в режиме «парковки» масло не подается (куда, как, почему — это отдельная статья про конструктивные тонкости такой трансмиссии).

Несмотря на то, что вариатор не так уж плох, он весьма скромно распространен. И причины есть. Максимальное количество лошадок для вариатора — 220. Все дело все в том же ремне, который не способен выдержать больших нагрузок.

Вариаторы (CVT) бывают клинноременные (к примеру используемые на Ниссан, Хонда, Митсубиси и др.):

cvtbeltdetail

VT2 82AN

Вариаторы (CVT) бывают цепные (к примеру используемые на Ауди):

Chain_and_Sprocket_Wheel.jpg_250x250 GH7QG_L5_H

Все выше приведенное относится к специфическим автоматическим коробкам передач с названием ВариаторCVT. Комплектуются ими и имеют весьма популярное применение автомобили Ниссан, Хонда, Ауди, Митсубиси, Фиат, Мини-Купер, Ровер и другие. Немаловажно отметить, что вариатор ниссан чаще всего ломается по вине перегрева и подклинивания деталей гидроблока (клапанной плиты управления).